Влияние архитектуры на психологию поведения населения городаДжеффри Кокс,
президент компании Astera Oncor (Великобритания) Я не архитектор, но я буду говорить о влиянии архитектуры на поведение людей. Я постараюсь быть объективным, но я такой же человек, как и принц Уэльский, который может быть субъективным, и, если мое мнение покажется субъективным, вы, пожалуйста, меня извините. Давайте сначала взглянем, какое место занимает архитектура в восприятии людей? В пирамиде потребностей самый нижний уровень – это ежедневные потребности: вода, еда, сон, тепло. Затем следует безопасность -- я имею ввиду физическую безопасность, а также экономическую надежность, стабильность. Это не одно и то же, поскольку в игру вступают социальные аспекты, и в разных уголках страны, разных уголках мира они отличны. Следующий важный фактор – это, естественно, престиж.
Престиж позволяет различным группам -- государству или важным бизнес-структурам -- демонстрировать свою силу, значительность, влияние, власть и тем самым продвигать свои идеи к людям. На самом верху стоит самореализация – это уже творческий полет художника. Но, когда мы говорим об эстетическом восприятии в архитектуре, здесь начинаются трудности. Потому что становятся важны субъективные факторы, такие как личный опыт, принадлежность к какой-нибудь группе, понимание людей, что люди любят, чего они хотят. А на другой стороне монеты психосоциальные аспекты, такие как положение в обществе, профессиональный опыт, стиль жизни, стереотипы, а также мораль. И самое сложное заключается в том, что повар, который смешивает все эти ингредиенты, -- это власть. Потому что именно власти предержащие управляют массами людей и, как правило, вносят в проект свое субъективное мнение. Я хочу вам рассказать немного из личного английского опыта, потому что мы в Англии все повернуты на традициях, мы всё планируем. В архитектурном влиянии на потребителя самый первый важный аспект при строительстве оперного театра, магазина или чего-то другого – это физическая форма. Форма дает понять, для чего это здание вообще создано. И я думаю, что архитектор очень-очень важная фигура в данном случае, потому что именно он знает, как наилучшим образом использовать свободное пространство внутри здания, а также сделать его красивым снаружи. Есть такой известный архитектор, мистер Бофронд, который, скажем так, развернул немножко архитектуру. Он исходил из того, что происходит внутри, а затем решал, как это будет выглядеть снаружи. До этого все исходили из обратной позиции: сначала смотрим, как здание выглядит, а потом уже внутри начинку делаем. Мы говорим о художественной форме, именно этот аспект помогает нам вписать здание в окружающую среду. И совершенно не обязательно здания вокруг должны выглядеть так же, как это здание, или быть отличными от него. Главное, чтобы они вписывались. Но в идеале все это должно гармонировать с окружающей средой. Самый последний аспект – это художественный образ, и здесь очень тяжело судить, потому что это выражение, так сказать, образа создателя. Далеко не всегда все довольны конкретным примером здания, которое построено или спроектировано конкретным архитектором. И вот здесь возникают конфликты. Можно ли нам разместить высотку в этом месте или нет? Вот, например, в Англии те, кто планируют окружающую среду, считают, что высотки далеко не лучший вариант. Они могут сказать, где что должно быть расположено, какое количество магазинов должно быть на душу населения в этом месте. А проектировщики иногда говорят, что проще людей запихать в одну высотку и поселить их вертикально. Но в Англии известно, что хороший социальный климат формируется в среде улицы, то есть при горизонтальном размещении домов, а не в многоэтажках, где люди встречаются только в коридорах. То есть речь идет и о соседских отношениях, а вообще, лучше когда можно открыть дверь и сразу попасть на улицу, а не в узкие длинные коридоры, и лифты. И пожилые люди, лучше себя чувствуют в таких домах, и дети не попадают в группу риска.
Торговые объекты -- наиболее сложные. Например -- важный фактор, высота: низкие потолки сокращают время пребывания покупателя в магазине. Человеческий глаз в обширном пространстве расслабляется, ему легче смотреть вдаль, поэтому широкие коридоры стимулируют длительное пребывание в магазине. Атриумы дают много света и пространства, тут все написано, в общем-то. Наступит время конкуренции и в Новосибирске тоже, и именно потребитель будет голосовать, в какой торговый центр ему пойти, он станет капризным и будет выбирать, и выбирать он будет по удобству и по тому, что магазин предлагает.
Лондон такой же болдьшой, как Москва, но Лондон – очень старый город, поэтому в нем очень много бывших промышленных территорий, которые устарели, которые надо было переделывать. В 20-х годах была построена электростанция, которая была спроектирована известным архитектором Фичерсом, вот именно она и подлежала реконструкции. А сейчас там располагается галерея современного искусства. Эта территория была жутко разрушена бомбежками во время Второй мировой войны, и, соответственно, наблюдался промышленный упадок, там жили рабочие. Много было безработных. И вот подключение такой высокоинтеллектуальной прослойки общества, как художники и другие творческие люди, оживило эту территорию и создало, помимо множества рабочих мест, различные мастерские, магазины, рестораны. И вокруг этой зоны выросла гигантская индустрия отелей, всевозможных ресторанов, хейтрингов, сервисов, потому что люди, желающие жить поближе к центу Лондона, приезжали именно в эту зону. Это великолепный успех, основанный на открытии там арт-галереи!
Еще один очень известный пример – это Доклэнд в Англии. В начале прошлого века Лондон был одним из самых крупных портов мира, и Доклэнд принимал грузы с моря и отправлял дальше по рекам. Он также был сильно разрушен во время бомбежек. Кроме того, со временем технологии так продвинулись, что корабли перестали проходить в устье Темзы. И Доклэнд стал социально опасной территорией, где жили обнищавшие рабочие и безработные – все было там плохо. Тогда правительство подумало, что надо что-то с этим делать, и был составлен план. Лондон – второй финансовый центр в мире после Манхэттена. И финансовую индустрию бизнеса нужно где-то размещать, и они решили, что им нужно размещаться именно в Доклэнде. Но там все было не совсем продуман. Вот например, когда господин Лужков планировал проект Москва-Сити, он сказал, что не будет повторять ошибок лондонцев и сначала спланирует инфраструктуру, а потом уже начнет строить сами объекты. Самая высокая башня с острой треугольной крышей в Доклэнде долгое время пустовала, потому что там не было инфраструктуры и люди не могли в нее въехать. Но на сегодняшний день в район протянута подземка, кроме того, по наземной части там ходит транспорт, и все старые страшные склады переделаны в современные офисы и новые жилые пространства. И естественно, что значительная часть лондонского бизнеса перевезла свои штаб-квартиры в Доклэнд. И даже аэропорт запустил программу маленьких частных самолетов, которые могут подлетать к Доклэнду и высаживать своих клиентов. Вся эта территория развита с помощью частных инвестиций, построена на частные деньги, и все архитекторы частные. В других частях Лондона такие проекты не очень успешны, потому что они окружены, во-первых, стандартными высотными жилыми зданиями, во-вторых в этих высотках всегда были проблемы с лифтами – они постоянно ломались, и люди не очень хотели работать в высоких зданиях. Может, было бы логично, сперва реконструировать все здания, исправить всю инфраструктуру и использовать все, что есть.
Любое здание, которое строится, должно быть вписано в окружающую среду и соответствовать местным особенностям. Я настоятельно советую Новосибирску подумать о двух важных вещах: куда вы движетесь, и каким образом помочь местным девелоперам, чтобы они наилучшим образом могли развивать свои проекты и соответствовать ожиданиям потребителей.
Опубликовано: ПРОЕКТ СИБИРЬ 31
Диск с докладами и презентациями градофорума вы можете приобрести в оргкомитете:
e-mail tarasova@sib-gud.ru, телефон 8(383)218-87-19 (Елена Тарасова).